Как привязать кранцы

Назад к списку статей

Как привязать кранцы При швартовке совершенно незаменимая вещь — кранцы (по англ. fender). Они позволяют уменьшить контактные нагрузки на корпус и сберечь судно во время подхода в паук, к причальной стенке или другому судну. Раньше для этих целей использовали плетеные мешки, набитые мягким материалом, деревянные вальки или тросовые обрубки. С течением времени эти приспособления практически полностью были вытеснены надувными кранцами из резины или вспененного ПВХ. За счет большей амортизации они лучше сберегают корпус и несомненно имеют более эстетичный внешний вид. 
На корпусе кранцы могут быть закреплены либо временно, либо стационарно. Стационарное крепление используется, в основном, на больших судах, где размер и количество кранцев велико, к тому же на водоизмещающих судах вероятность оторвать кранец небольшая. На лодках и катерах широкое распространение получил вариант, когда кранцы вывешиваются за борт только во время швартовки. Можно не бояться потерять их во время движения и они не парусят на встречном ветре, болтаясь за бортом как сами знаете что. 


Корзины для кранцев 

Далеко не на всех катерах предусмотрены специальные ниши, что вполне поправимо. Проблема устраняется простым и элегантным решением — специальными кранцевыми корзинами. Они могу быть закреплены на леерах или плоской поверхности посредством специальных креплений. Корзины могут вмещать от одного до трех кранцев в зависимости от конструкции. Для большего числа предусмотрены соединительные элементы для крепления корзин друг к другу. При приобретении корзин стоит обратить внимание на следующие параметры: 
• Способ крепления – при креплении к леерам не забудьте приобрести дополнительно соответствующую модель крепежа, обратив внимание на то, для какого диаметра трубы (леера) она предназначена. 
• Внутренние размеры — диаметр и высота. 
• Количество «отсеков» под кранцы. 
В качестве альтернативы корзинам можно назвать складные крепления, а также специальные скобы, которые можно закрепить на вертикальную плоскость.

Корзина для кранцев
Двойная корзинаКомплект скобСкладной кронштейн

Крепление кранцев 

В общем случае кранцы имеют по два рыма – по одному с каждого торца, что позволяет закреплять их как вертикально, так и горизонтально. Крепление обычно осуществляется с помощью специальной полиэфирной веревки, устойчивой к истиранию и ультрафиолету. На одном из концов веревки может быть сплетен огон, что существенно облегчит вам жизнь. Другой же конец всегда оставляют свободным – это позволяет регулировать высоту навески кранца. В случае с веревки с огоном можно завязать простой узел на его основе – это наиболее эстетичный вариант. 
Если огон не предусмотрен, то вам поможет двойной узел штык или просто отличный узел, точное название которого мы не нашли. 

Узел с использованием огонаДвойной штык- прост и удобенПросто отличный узел
Узел на основе огонаДвойной штыкПросто отличный узел

Закрепить веревку от кранца на леерах можно по-разному. 

Простой, но эффективный узел для крепления кранцевОн же с петлей для быстрой развязкиКоровий узел
Простой, но эффективный узел для крепления кранцевОн же с петлей для быстрой развязкиКоровий узел

Первый вариант – самый распространенный и подходит большинству владельцев небольших судов. В этом случае кранцы привязываются к швартовым уткам. Простая намотка со стопорящей петлей не займет много времени. Если расположение ваших уток не позволяет оптимальным образом распределить кранцы, то это можно сделать закрепив их на леерах. Возможно несколько вариантов узлов, каждый из которых по своему хорош. Как вариант для эстетов – специальный леерный зажим, который позволяет оперативно менять высоту навески кранца.

Простая намотка со стопорящей петлей
Простая намотка со стопорящей петлейЛеерный зажим для троса

 Если все сказанное вам не подошло, то, возможно, вам стоит задуматься о специальных местах крепления кранцев. Это может быть простой обушок или специализированное крепление:

Крючек с защелкойПросто крючек из просто нержавейкиСпецкрепление
Крючок с защелкойПросто крючок из просто нержавейкиСпецкрепление

Заканчивая эту статью, желаем вам пореже держать ваш катер у причала и почаще его использовать.