Что такое тахометр?
Тахометр – вещь на катере совершенно необходимая. Частота вращения коленчатого вала содержит очень много полезной информации. Он поможет вам подобрать оптимальный винт, покажет, в каких режимах работает двигатель, поможет вовремя найти неисправность. Но как подобрать нужный тахометр?
Принцип работы тахометра заключается в регистрации числа импульсов, поступивших магдино (или магнето). Магдино, в зависимости от модели двигателя, может содержать разное число полюсов – обычно от 4 до 12.
Другой вид тахометров считывает число импульсов в системе зажигания двигателя. В четырехтактных двигателях на один цилиндр приходится один импульс за два оборота коленчатого вала, в двухтактных – один.
Первый тип традиционно применяется в современных подвесных двигателях и является наиболее распространенным. Второй тип – часто используют владельцы моторов малой мощности, поскольку не требует больших усилий при установке.
Среди видов тахометров можно выделить стрелочные тахометры и цифровые. Стрелочные удобнее, поскольку представляют информацию в более наглядном виде и не «слепнут» на ярком солнце.
Как его установить?
Проще всего установить тахометр при использовании оригинальных запчастей, однако если вы решили установить «не оригинальный» тахометр, то советуем вам обратиться к документации двигателя. Вам будет необходимо найти в проводке провод, на который магдино подает импульсы. Далее вам необходимо подключить питание и подсветку тахометра. Подсветку советуем подключить к цепи питания навигационных огней – в этом случае она будет включаться всякий раз, когда вы будете пользоваться навигационными огнями.
Для большинства тахометров, считывающих импульсы с системы зажигания, необходимо найти силовой провод катушки зажигания, который идет к свече зажигания, и аккуратно, виток к витку обмотать его сигнальным проводом тахометра. Часто такие тахометры имеют накладное исполнение корпуса и встроенный источник питания.
Как настроить тахометр?
Для корректной работы тахометра необходимо провести его настройку. Прежде всего нужно установить число полюсов. Для этого обратитесь к инструкции тахометра или вашего двигателя. Ниже мы приводим данные, собранные нами для двигателей разных типов:
Honda
Модель |
Число полюсов (P) |
Количество импульсов (C) |
Установочное значение на оригинальном тахометре |
BF8D/9.9D/15D/20D |
12 |
6 |
4 |
BF35/45 BF 40/50 (до 2005 г.в.) |
6 |
3 |
2 |
BF35/30 BF40/50 (после 2006 г.в.) BF75/90 BF115/130 BF135/150 BF200/225 |
4 |
2 |
1 |
Yamaha
|
Модель |
Число полюсов |
1984-2008 г.в. |
6 HP - 25 HP (2 цил. '84-'87), F/T 9.9 ('85-'91) C25 - C55 (2 цил.) Except C30 (2 цил. '93-'97) 4 |
4 |
F/T 9.9 (MID '92 on), C30-C70 (3 цил.) C30 (2 цил. '93-'97), 25 HP (3 цил.), 25 HP (2 цил., '88-'05) C/P/E 30-70, F15, F20 |
6 |
|
F/T 25-F250, HPDI 150-300, 80-SX250 F/T 9.9 (раньше '92 г.в.), C75-C150, P75-P200 V/VX150-250, F15C/F20 |
12 |
Suzuki
|
Модель |
Число полюсов |
До 2008 г.в. |
Менее 55 л.с. 60 л.с. 65 л.с. (до 1985 г.в.) |
4 |
DF4-30 25/30 л.с. (после 1993 г.в.) 55/65 л.с. (после 1985 г.в.) |
6 |
|
75 л.с. и более (после 1985 г.в.) 115 л.с. и более (после 1988 г.в.) DF 40-250, DFV6 (4-х тактные)
|
12 |
Mercury
|
Модель |
Число полюсов |
1977-2008 г.в. |
18,25,48,60HP Mariner до 1983 8, 9.9, 15 and 25 HP (4 такт.)(1998-2004 г.в.) Менее 40 HP — все до 1999 г.в. 40 HP(серии # 582399 и более ранние) |
4 |
8, 9.9(до 1999 и после 2005 г.в.), 50HP (4 такт.) |
6 |
|
6 - 25 HP 1999 и позднее *2002 и позднее |
10 |
|
25 HP & 30 HP (4 такт.) 40 HP (после серии # 582399) 45 HP (1987), 50-60 HP (4 такт. EFI) 50 HP и выше, ** 75, 90,115 HP (4 такт. EFI) 135, 150, 200, 225 HP, DI 3.0L EFI 225 & 250 HP Pro Max 3.0L 300 HP EFI |
12 |
Force
|
Модель |
Число полюсов |
1984-1999 г.в. |
50 HP through early 1987 (A,B models) |
8 |
35 HP (1986 и позднее) 40 HP (1991 и позднее) 50 HP (1992 модели B и позднее) 70 HP (1991 и позднее) 12 90 - 120 HP L-Drive (1991 B и позднее) 145 HP L-Drive (1991 и позднее) |
12 |
Evinrude/Johnson
|
Модель |
Число полюсов |
1977-2008 г.в. |
9.9 HP -15 HP 4 stroke after 2001 |
6 |
Все 2х-цилиндровые менее 70 HP |
10 |
|
9.9 HP & 15 HP (2 цил.) (4 такт.) 25-35 HP 3 цил. 40-50 HP, 2 цил. (1993 г.в. и позднее) 60 HP, 3 cylinder (1985 г.в. и позднее) 70 HP и выше Все модели FICHT Модели E-Tech 40 HP - 250 HP |
12 |
Tohatsu/Nissan
|
Модель |
Число полюсов |
До 2008 г.в. |
(2 такт.) 8 HP, 9.8, 9.9, 15, 18, 25, 30, 40C (все 2 цил.) Все TLDI 40–115 |
4 |
(2 такт.) M40D,40D2, 50D, 50D2, 70B и C, 90A (все 3 цил.) |
6 |
|
(2 такт.) 115 HP, 120 HP, 140 HP (all 4 cyl.) (4 такт.) 8, 9.8, 9.9, 15, 18, 25 & 30 HP, EFI 25, 30 |
12 |
Универсальные тахометры KUS – коэффициент устанавливаем для различных видом двигателей:
Подвесные двигатели |
Стационарные двигатели |
|||||||
Число полюсов |
Предел измерения |
Количество цилиндров |
2-х/4-х тактные |
Предел измерения |
||||
4000 об/мин |
6000 об/мин |
8000 об/мин |
4000 об/мин |
6000 об/мин |
8000 об/мин |
|||
4 |
1,3 |
2,0 |
2,6 |
4 |
4 |
1,3 |
2 |
2,6 |
6 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
6 |
4 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
8 |
2,7 |
4,0 |
5,3 |
8 |
4 |
2,7 |
4,0 |
5,3 |
10 |
3,3 |
5,0 |
6,6 |
10 |
4 |
3,3 |
5,0 |
6,6 |
12 |
4,0 |
6,0 |
8,0 |
|
|
|
|
|