Гребной ли винт?

Назад к списку статей

Гребные винты: как выбрать и не ошибиться

   Всем владельцам моторных лодок рано или поздно приходит в голову мысль: «А не поменять ли мне гребной винт?». Смутные сомнения начинают по одной выпрямлять извилины, норовя устроить бессонную ночь у компьютера.

   Прежде чем погрузиться в пучину страстей подбора гребного винта, определим следующее: мы не будем вдаваться в теорию, а остановимся лишь на основных моментах. Данный обзорный материал можно назвать упрощённым, и он прекрасно подойдет тем, кто не знает, с чего начать. Для тех, кто хочет больше узнать про физику процесса, рекомендуем прочесть теорию на Мотолодке http://www.motolodka.ru/vint.htm

   Для начала давайте пройдемся по основным характеристикам гребных винтов, тем более их не так много.

   1. Шаг винта – это расстояние, на которое переместится винт вдоль своей оси за один оборот в абсолютно плотной среде. Для наглядности представьте обычный крепежный винт с гайкой. Гайку мы держим в руке, а винт закручиваем по резьбе. В этом случае шагом винта будет являться расстояние, на которое винт углубится в гайку за один оборот винта. Обычно шаг указывают в миллиметрах или дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). На маркировке винтов шаг стоит в конце. При неограниченном запасе мощности и крутящего момента винт с большим шагом позволит развить большую скорость. О том, почему последнее утверждение – это сферический конь в вакууме, читайте дальше. 

   2. Диаметр винта – это удвоенный радиус от центра винта до крайней точки одной из его лопастей. Чем больше диаметр, тем больший упор создает винт, «выбрасывая» большие массы воды, а чтобы двигатель развил заданные обороты коленчатого вала, понадобится больше крутящего момента. Поэтому для более мощных двигателей используют гребные винты с большим диаметром, что позволяет использовать их на более тяжелых судах.

   3. Количество лопастей — на данный момент наибольшей популярностью у рядовых водномоторников пользуются трехлопастные винты, подходящие для большинства задач. Четырехлопастные винты имеют больший упор, а соответственно, способны вывести на глиссер более нагруженное судно. Уменьшается минимальная скорость глиссирования, впрочем, так же, как и максимальная скорость (по сравнению с аналогичным винтом с тремя лопастями).

  4. Материал винта. Выбор зачастую встает между стальным и алюминиевым винтом. Плюсы и минусы можно посмотреть в следующей таблице:

Вес

КПД

Ремонтопригодность

Цена

Безопасность редуктора

Алюминиевые винты

+

-

+

+

+

Винты из нержавеющей стали

-

+

-

-

-

   Если с весом, КПД, ремонтопригодностью и ценой все ясно, то про безопастность нужно пояснить. При встрече с препятствием алюминиевый винт из-за более мягкого и хрупкого материала поглащает больше энергии, разрушаясь или деформируясь. При этом детали редуктора испытывают меньшие нагрузки, что снижает риск их повреждения. 

 5. Посадочные параметры. В настоящий момент большинство винтов делаются универсальными в пределах групп мощности. Например, Solas MultiFitдля моторов мощность 40-60 сил практически для всех двигателей одни и те же. Для подбора винта у каждого производителя есть каталог, где указана совместимость винта с различными двигателями и помечена необходимость переходного комплекта.

Итак к за дело!

Если вы покупаете первый для своего комплекта винт, советуем обратиться к опыту других владельцев аналогичных судов или воспользоваться специальным калькулятором.

   На следующем сайте собраны данные уже более 2000 владельцев различных лодок и катеров http://www.sounddesign.sp.ru/marine/range/test_ru.htm. Эти данные вносят сами пользователи, так что следует внимательно посмотреть приведенные числа с тем, чтобы отсечь некоторые завышенные и выбивающиеся из общей канвы данные.

 На сайте Mercury есть интерактивный подбор винтов для различных корпусовhttps://www.mercurymarine.com/en/us/propellers/selector/#/step-one

   На мотолодке представлено аж несколько различных калькуляторов, с помощью которых вы можете подобрать винт.http://www.motolodka.ru/techcount.htm

   Ноансы!

   Если у вас в комплекте с двигателем уже шел гребной винт, рекомендуем пройти обкатку двигателя на нём, а уже после приступать к подбору, поскольку практический подбор строиться на замерах при максимальных оборотах двигателя, которые на обкатке давать не рекомендуется. Плюс к этому, после обкатки максимальные обороты возрастут, так как произойдет притирка деталей и механизмов.

   Для практического подбора винта нам понадобиться знать:

  • Параметры установленного на двигатель гребного винта
  • Максимальные обороты двигателя при максимальном газе с данным винтом
  • Скорость как мерило эффективности
  • Максимальные паспортные обороты двигателя

Выберите день с хорошей погодой, подберите тихий участок водоема. Чтобы произвести замер, плавно увеличьте газ до максимального и замерьте максимальные обороты и скорость. Не забывайте поднимать тримом двигатель до того момента, когда винт начнет прохватывать воздух. Об этом вы узнаете по скачкообразному увеличению оборотов. Рекомендуем делать замеры с небольшой загрузкой – 1-2 человека.

   Возможны следующие варианты:

  1. Максимальные обороты на полном газу соответствую паспортным – в этом случае винт подобран хорошо. Если результат вас не устраивает, стоит обратить внимание на более специфические параметры, например, геометрию лопасти винта, количество лопастей и высоту навески двигателя. 
  2. Максимальные обороты выше паспортных – двигатель уходит в «перекрут». Необходим подобрать винт с большим шагом.
  3. Максимальные обороты ниже паспортных — двигатель не добирает обороты, соответственно, нужно взять винт с шагом поменьше.

   В теории уменьшение шага винта на один дюйм позволяет двигателю развить на 200-300 оборотов в минуту больше.

   Подбор винта – это зачаcтую практика: делайте замеры и не забывайте добавлять их на сайте http://www.sounddesign.sp.ru/marine/range/index_ru.htm, они очень помогут владельцам аналогичных корпусов.

   Семь футов под килем и безопасного отдыха!